На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Главное на сегодня

28 155 подписчиков

Умом Россию не понять, или Почему дорожает бензин и что с этим делать?

На днях стало известно, что с 1 апреля в России повысят акцизный сбор на бензин, что не очень порадовало в первую очередь автолюбителей. В ситуации, когда нефть в цене «пробила» 12-летний минимум это решение кажется нелогичным. Но как сказал известный поэт: «Умом Россию не понять»… Хотя логика в этом решение все же есть, причем железная. И, несмотря на повышение акцизов, виднеются очевидные плюсы, о которых мы вам и расскажем.

Особенности национальной «нефтянки»

Решение о повышении цен вызвано как раз тем, что цена на баррель нефти упала за последние полтора года почти в три раза, и бюджет страны вынужден искать дополнительные средства для обеспечения социальных гарантий. Правительство рассчитывает получить с этого удорожания 90 млрд. рублей. При этом правительство отмечает, что повышение согласуется с уровнем инфляции. А по данным Росстата инфляция прошлого года опередила рост цен на бензин в два с половиной раза.

Важно, что причина, по которой бензин дорожает, связана не с рыночной ценой нефти. В структуре цены на бензин в России стоимость «нефти» всего около 10%. По словам министра энергетики Александра Новака себестоимость литра бензина составляет около 3,5 рублей. Остальная часть стоимости — прямые и косвенные налоги в виде акцизов. Федеральная Антимонопольная Служба отметила, что 65% стоимости бензина — это налоги на нефтяную сферу.

Кроме того, у решения повысить акцизы «длинные ноги»: за последний год ставка налога на добычу полезных ископаемых подняли на 55% (НДПИ), поэтому нефтяной бизнес ощутил на себе дополнительную нагрузку. Также на 20% выросли акцизы на дизель, на «Евро-5» они поднялись на 36%, а на низкий класс топлива — на 44%. Причина все та же — особенности структуры цены на бензин и повышение налогов из-за падения мировых цен на углеводороды. Стоит также отметить, что в нефтедобывающей Норвегии девальвация кроны также обернулась ростом цен на бензин. Литр бензина там стоит почти 120 рублей.

Вообще на волне валютных войн девальвация стала довольно популярных способом борьбы: Россия, Китай, Норвегия и ряд других стран девальвируют свои национальные валюты. Это общая тенденция.

Импорт и экспорт «нефтянки»

Технический регламент Таможенного союза на этот год подразумевает переход всех российских нефтеперерабатывающих заводов на стандарт «Евро-5». Однако валютные войны, девальвация и удорожание импортного оборудования и деталей заставили отсрочить реализацию плана с января на июль. Сейчас Федеральная Антимонопольная Служба просит отсрочить реализацию до 31 декабря 2016 года.

Интересен тот факт, что цена на российский бензин в валюте обратно пропорциональна: за 2 года литр российского бензина подешевел с 92 центов за литр до 0,47 центов за литр. Таким образом, заправляться в валюте стало дешевле, собственно, как и продавать бензин за валюту, получая много-много рублей за каждый литр и направляя его в золотовалютные резервы и импортозамещение.

В последнее время Россия добывает почти максимальный объем нефти, причем экспорт нефти и бензина за январь и февраль 2016 года вырос на 40%. Здесь необходимо держать баланс, потому что излишний экспорт может вызвать дисбаланс внутри страны и привести к дефициту бензина, а значит, оптовики начнут дальше поднимать цены. Вопрос этот решается, в том числе и тем, что на территории Чечни строится нефтеперерабатывающий завод. Почему Чечня? Потому что там есть крупные залежи нефти и удобный выход в Каспийское море.

В США структура цены совершенно иная. Доля самой «нефти» в литре бензина там составляет 37%, 11% — это переработка, 30% — распространение и реклама марок и только 22% — налоги. Поэтому в странах с такой структурой цены на бензин очень зависят от мировых цен на нефть. В странах, где почти нет нефтедобычи, например, во Франции, ситуация близка к российской, где налог в «составе» бензина занимает 58%.

В целом же, цена нашего бензина для россиян остается одной из самых низких среди 33 стран Европы. Дешевле только в Казахстане. В той же Белоруссии цена за литр держится в районе 46 рублей. Дороже всего бензин стоит в Нидерландах — почти 125 рублей за литр.

Так что же делать?

Несмотря на ежегодное повышение цены на бензин ситуация в России в целом разнообразная, неоднородная. Так, удешевление топлива в 2016 году было зафиксировано в 18 регионах страны. Дешевле всего бензин стоил в Рязани, где он упал более чем на 20%. Но в Оренбургской области цена выросла на 12%. Таким образом, цены зависят даже не столько от нефтяников, сколько от оптовых закупщиков и ценовой политики частных компаний.

В целом, повышение цены не критично и происходит стабильно из года в год. Плюсом станет то, что более разумное потребление бензина разгрузить атмосферу крупных городов и уменьшит пробки в мегаполисах, так как дорожная инфраструктура крупных городов закладывалась не вчера и уж совсем не учитывала огромное количество закредитованных автомобилей на своих дорогах.

Иван Гог

Картина дня

наверх