На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Главное на сегодня

28 160 подписчиков

Украинскую трубу скоро пустят на металл и сувениры

Уже в среднесрочной перспективе Украина может полностью лишиться транзита газа через свою территорию из-за недальновидной политики «Нафтогаза» и правительства. Такое заявление на своей странице в «Фейсбуке» 11 января сделал бывший первый вице-премьер этой страны Сергей Арбузов.

«Газопровод „Северный поток“ набирает обороты. Даже с учетом польского противодействия недавнему решению Европейской комиссии о 90% загрузке газопровода Opal, перспективы ветки в обход Украины вполне материальные. Что же делал в это время „Нафтогаз“? Повышал тарифы на транспортировку без малейшего шанса на их реальное получение. Закупал российский газ у европейцев дороже, чем можно было договориться с „Газпромом“. И глумился над российской компанией в прессе. Подобная политика отпугнула не только „Газпром“. Европе нужен газ и стабильность, а ее политики зависят от своих избирателей. И для них коммунальное хозяйство куда ближе, чем украино-российский конфликт», — написал политик.

За его словами стоят вполне конкретные факты. По данным «Нафтогаза», в декабре прошлого года транзит через Украину сократился на 19% из-за увеличения поставок по «Северному потоку» в немецкий газопровод Opal на 41% (ранее Еврокомиссия приняла решение о расширении доступа российской компании к этой магистрали). А 6 января «Газпром» установил новый исторический рекорд по экспорту газа в дальнее зарубежье за сутки.

В Киеве заявили, что этот факт противоречит утверждению европейцев о том, что расширение доступа к Opal не приведет к сокращению украинского транзита. Но очевидно, что европейцы, несмотря на заявления о необходимости сохранять транзит через Украину, предпочитают, прежде всего, заботиться о собственных интересах и стабильных поставках.

Даже несмотря на сильнейшее политическое давление и позицию ряда стран, продолжаются работы и по газопроводу «Северный поток-2». В «Газпроме» заявляют, что строительство идет строго по графику и он будет введен в эксплуатацию до 2019 года.

В 2015 году Украина, по словам председателя «Нафтогаза» Андрея Коболева, получала от транзита газа доходы в районе двух миллиардов долларов. Сейчас эта сумма сократилась и, по оценкам Арбузова, составляет около миллиарда. Однако если транзитные потоки будут направлены в обход Украины не только через два «Северных потока», но и через «Турецкий поток», газотранспортная система «незалежной» станет не просто ненужной, но и убыточной. Придется тратить миллионы на поддержание ее в надлежащем состоянии и закупать газ по реверсу значительно дороже с учетом его дополнительной транспортировки. Кроме того, возможен дефицит энергоносителей в пиковые моменты.

Эта перспектива с каждым днем становится для Украины все реальней. 6 марта 2017 года должен пройти аукцион на новые сухопутные мощности на территории Германии, в том числе для приема газа с новой морской магистрали «Северный поток-2». Уже подано восемь заявок с просьбой обеспечить поставки газа вплоть до 2041 года. Как считает экс-депутат Верховной Рады Василий Волга, это фактически означает конец транзитного статуса Украины.

«Это значит, что все 37 000 км. газовой трубы „патриоты“ смогут разобрать на сувениры. Также это означает окончательное крушение экономического базиса, который еще хоть как-то обеспечивает суверенитет Украины», — пишет политик.

Напомним, что транзитный контракт между Украиной и «Газпромом» истекает уже в 2019 году, и что будет после этой даты пока не ясно. В «Нафтогазе» надеются, что к этому времени удастся создать некое совместное предприятие с европейцами для обслуживания украинской ГТС, но, похоже, те не слишком хотят инвестировать в пустую трубу.

Член наблюдательного совета украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что Украина уже проиграла битву за статус транзитера и теперь может выбирать только между плохим и очень плохим сценарием.

— Ряд политиков и экспертов пытаются закрывать глаза на реальную ситуацию с украинской ГТС. Они смотрят вперед с оптимизмом и говорят, что все будет хорошо. Но если ориентироваться на факты, становится понятно, что такая позиция не выдерживает никакой критики. И даже эти оптимисты в последнее время начинают признавать, что Украина не будет вечно играть роль главного транзитера российского газа в Европу.

Собственно, переломный момент уже наступил. Уже сейчас через территорию страны проходит менее 50% всего российского газа в Европу. Работает газопровод «Ямал-Европа» через Белоруссию, «Северный поток», строятся «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

За почти три года у власти руководство Украины, несмотря на разговоры, не сделало ничего, чтобы улучшить ситуацию. Напротив, политика «Нафтогаза», правительств Яценюка и Гройсмана только усугубила проблемы. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев говорит о том, что стоимость украинской ГТС упадет в пять раз, если будут реализованы все российские проекты. Но она уже сейчас не является привлекательным активом, и за последние три года ее ценность упала еще сильнее.

«СП»: — Как обстоят дела с российским транзитом через Украину сейчас?

— Осенью «Газпром» немного увеличил транзит через Украину, но это было следствием ремонта «Северного потока» и газопровода через Белоруссию и Польшу, а также увеличения объемов закупки газа Европой. Кроме того, не забывайте, что часть того газа, который прошел транзитом через Украину, потом к ней же и вернулась в виде реверса.

В целом же нужно ориентироваться на цифры двух прошлых лет, то есть объемы транзита в районе 50−60 миллиардов кубометров газа. Это реальный потолок украинской ГТС сегодня. Раньше максимум доходил и до 120 миллиардов кубометров, так что сокращение существенное. Но даже это неплохие объемы, на которых страна каждый год зарабатывает примерно два миллиарда долларов.

Когда заработает «Северный поток-2», уйдут еще как минимум 30 миллиардов кубов, и Украина останется максимум с половиной нынешнего транзита. А это уже риски для ГТС Украины в целом, не только в плане транзита, но и как системы, которая обеспечивает газом население страны. Киеву придется нести большие затраты на переоборудование внутренней системы газообеспечения.

«СП»: — Почему?

— Существуют три главных магистральных направления, по которым шел газ. Сегодня фактически загружены полтора из них. Из четырех труб, которые идут на Словакию через Ужгородскую область, две стоят пустые, потому что их нечем загружать.

Украине придется закрыть два из трех магистральных направлений. Кто-то скажет, что труба будет стоять и ржаветь, кто-то, что она просто законсервирована. Но факт в том, что будет работать только одна условная труба. И с этой единственной линии, по которой будет в Европу поставляться российский газ, нам придется протянуть интерконнекторы по всей стране, и переоборудовать работу внутренней системы ГТС. Во сколько это обойдется, не знает никто, по приблизительным данным где-то в районе двух-трех миллиардов долларов.

«СП»: — Что Киеву нужно сделать, чтобы этого избежать?

— Нужно получить гарантии поставщика, то есть России, что он будет поставлять газ в Европу в определенных объемах. Но в нынешних политических условиях я не представляю, что об этом удастся договориться. А после строительства «Северного потока-2» и «Турецкого потока» об увеличение транзита через Украину можно будет забыть. И 30−40 миллиардов кубометров — это максимум, на что мы сможем рассчитывать.

«СП»: — Что будет после истечения транзитного контракта?

— Если Россия не захочет продлевать транзитный контракт, который истекает в 2019 году, у Украины есть еще один вариант. И к нему, насколько я понимаю, склоняются в Киеве. Это создание совместного предприятия с американскими, европейскими, но только не с российскими компаниями. В этом случае возможно сотрудничество с Россией по поставкам энергоносителей. Газ формально будет идти по украинским трубам, но соглашение об этом подпишет не Киев, а уже другой, например, европейский партнер. Правда, для Украины такой вариант тоже не слишком выгоден.

«СП»: — Почему, это ведь лучше, чем ничего?

— Потому, что этот европейский партнер не сможет выкупить ГТС — это запрещено по закону, и будет выступать только в качестве арендатора. А это значит, что ему невыгодно вкладывать средства в модернизацию и даже банальный ремонт ГТС. Все это ляжет на плечи все того же «Укртрансгаза», вплоть до закупки технического газа, и большой вопрос, насколько это будет окупаться для Украины.

Но сейчас все идет к тому, что потребитель и поставщик газа договорятся напрямую, минуя передаточное звено в виде Украины. Получается, мы вообще не будем принимать участие в определении будущего собственной ГТС. Украина перестала быть субъектом, а стала объектом этих переговоров, и позиция властей во многом тому виной.

Что касается будущего, многое зависит от объемов потребления газа Европой. Если они начнут его сокращать, все объемы могут быть направлены через альтернативные газопроводы, и это самый печальный для Украины сценарий. Но он тоже может быть реализован.

Насколько я знаю, последние два года и Минэнерго, и «Нафтогаз» рассылали письма всем европейским правительствам и компаниям с предложениями о совместном проекте с украинской ГТС, но ответа не получали.

«СП»: — С чем это связано?

— А это очень легко объяснить. Потому что первый вопрос, который волнует эти компании: «А что скажет сам поставщик газа, Россия?» Украина на этот вопрос ответить не может. Поэтому в лучшем случае они договорятся непосредственно с «Газпромом» в обход Украины.

Это наши политики пытаются создать впечатление, что Россия в изоляции из-за санкций. На самом деле и политики, и бизнес общаются между собой, и могут все согласовать, уже с учетом строительства всех альтернативных российских газопроводов. У европейских партнеров есть мнение, что лучше договариваться с Россией, а не с Украиной, где снова может что-то не срастись.

2019 год уже совсем близко, думаю, тогда мы все равно продлим транзитный контракт, пусть и при европейском посредничестве. Но транзит постоянно будет сокращаться. И через 5−7 лет, когда новые проекты выйдут на полную мощность, он упадет до минимума. А нулевой сценарий, когда транзит через Украину прекратится вовсе, возможен уже к 2030 году.

Оригинал публикации

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх