На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Главное на сегодня

28 160 подписчиков

Встреча Путина и Абэ на Восточном форуме: восточные танцы вокруг южных Курил

Вопрос о государственной принадлежности южных Курильских островов с момента окончания Второй Мировой войны не уходит из фокуса российско-японских отношений. Сегодня он получил свое развитие во время встречи лидеров России и Японии во Владивостоке на полях Восточного экономического форума.

Русский самурай уважает японского

Среди 57 мероприятий форума, проводившегося 2–3 сентября во Владивостоке, центральным событием, безусловно, стало пленарное заседание с участием президента России Владимира Путина, премьер-министра Японии Синдзо Абэ и президента Республики Корея Пак Кын Хе. Модератором заседания выступил Кевин Радд, ранее дважды занимавший пост премьер-министра Австралии.

До последнего момента сохранялась определенная интрига вокруг появления на заседании президента России. Многие считали, что Путин будет вынужден покинуть Владивосток и отправиться на похороны президента Узбекистана Ислама Каримова.

Однако в итоге, видимо, взвесив все «за» и «против», президент России пришел к выводу, что дела живых сейчас актуальнее, чем дела мертвых. И остался на ВЭФ-2016, доверив возглавлять официальную делегацию РФ на похоронах Каримова премьер-министру России Дмитрию Медведеву.

Пленарное заседание форума, собравшее вместе тройку первых лиц государств и одного бывшего премьер-министра, вызвало к себе повышенное внимание задолго до своего начала. Предположения и прогнозы касательно итогов этого заседания были самые разные. Иногда — диаметрально полярные.

Какая-то ясность присутствовала в повестке, с которой во Владивосток прилетели Путин и Абэ. Как ожидалось, президент России и премьер-министр Японии обсудят нюансы региональной безопасности и крайне чувствительный для обеих стран вопрос заключения мирного договора, плотно увязанный с дискуссией вокруг государственной принадлежности южных Курил.

Также следовало ожидать стремления сторон активизировать экономическое сотрудничество. Это предположение базировалось на постулатах продолжающегося после 2014 года «разворота России на Восток» и явно нуждающемся в «реанимации» состоянии межгосударственных торговых отношений.

Напомним, что в силу объективных причин, включающих санкционную политику Запада и снижение цен на сырье, объем российско-японского товарооборота в прошлом году сократился до 21,3 млрд долларов, а в первом полугодии текущего года упал и вовсе до 7,3 миллиардов.

Встреча российского и японского лидеров на площадке ВЭФ-2016 должна была бы подвести некую черту под реализацией тех инициатив, над которыми страны совместно работали, начиная с майского визита Абэ в Сочи. Окончательно же точки над «i» тут, как ожидается, должны быть расставлены 4–5 сентября на саммите G-20 в китайском Ханчжоу и во время декабрьского визита Путина в Токио.

То, что Путин и Абэ, несмотря на присоединение Японии к антироссийским санкциям, стараются установить между собой доверительно-уважительные отношения, лишний раз было подчеркнуто во время встречи президента и премьер-министра 2 сентября. Тогда Абэ подарил Путину самурайский шлем, а сам в ответ получил катану, использовавшуюся в 1928 году при интронизации императора Хирохито.

Как пошутил один из корреспондентов в пресс-центре ВЭФ-2016: «Русский самурай уважает японского самурая!»

Проблематика, с которой постаралась вписаться в эту «самурайскую компанию» президент Южной Кореи, была более скромной. Укрепление стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и дальнейшее увеличение российско-корейского товарооборота, достигающего на данный момент 16 млрд долларов (ехидная улыбка в сторону Японии прилагается). Плюс — создание российско-корейского агропромышленного инвестиционного фонда. По большому счету — все.

Пока российские и японские делегации на полях Восточного экономического форума в поте лица согласовывали свои позиции, Пак Кын Хе откровенно развлекалась. Вместе с Владимиром Путиным осматривала открывающийся во Владивостоке океанариум, красовалась в синем брючном костюме, цитировала с трибуны форума Чехова и любовалась на украшающие владивостокские улицы билборды с отягощенной букетом девочкой, над головой которой было написано «Добро пожаловать в Россию, госпожа президент Пак Кын Хе!»

Вот с такими активами Россия, Япония и Республика Корея пришли к пленарному заседанию с актуальным для ВЭФ-2016 названием «Открывая Дальний Восток».

Путин уверен в успехе

Очередность выступления лидеров была известна заранее. Первым берет слово Владимир Путин, следом — Пак Кын Хе, а Синдзо Абэ идет замыкающим. Эксперты попытались найти в этом какой-то скрытый смысл, но особо не преуспели. Максимум — ограничились уважительными поклонами в сторону премьер-министра Японии и глубокомысленной цитатой из «Семнадцати мгновений весны»: «Запоминается последняя фраза!»  

Пленарное заседание началось с часовым опозданием. Четыре разделенных протокольным расстоянием кресла на сцене, старательно транслируемые десятком видеокамер, пустовали до 6:00 по Москве.

Вдруг на экране появилось нечто большое, черное, круглое и, под грохот барабанов, понеслось на зрителей в зале. Минутка удивления, сопровождаемая кулуарным шепотком: «Они вызвали Звезду Смерти!» — длилась до тех пор, пока в выведенном на экран предмете не опознали Земной шар…

Наконец, появились президенты, премьер-министр и модератор.

Кевин Радд выразил удовольствие от факта своего присутствия на ВЭФ-2016, попутно обратившись к Путину «Ваше Превосходительство», чем вызвал шквал аплодисментов.

В самом начале своего выступления президент России обратил внимание на то, что усилия правительства по улучшению ситуации на Дальнем Востоке уже приносят свои положительные результаты. Впервые с 1991 года в регионе рождаемость превысила смертность, а миграционный отток за последнее время сократился в 3,5 раза.

Далее Владимир Путин коснулся международной ситуации, упомянув, что Россия строит отношения со своими иностранными партнерами на основе дружбы, стремления к интеграции и полному равноправию. Последнее прозвучало хорошо акцентированным упреком сторонникам существования т. н. «однополярного» мира…

Путин еще раз напомнил, что видит одним из главных гарантов стабильности в АТР Шанхайскую организацию сотрудничества и надеется на расширение этой организации в краткосрочной перспективе за счет Индии и Пакистана, а в долгосрочной — за счет Ирана. Уделил внимание президент и проектам, направленным на дальнейшее ускоренное развитие дальневосточных территорий.

«Я уверен в успехе нашего Дальнего Востока», — так закончил свое выступление Путин.

Выступление корейского лидера началось ритуальным для Сеула сетованиями на «продолжающиеся провокации КНДР» и разделение корейского полуострова, что было охарактеризовано как «узел, мешающий развитию не только Кореи, но и ее соседей». Закончилось выступление госпожи Пак Кын Хе пассажем, ритуальным уже для Восточного экономического форума, с упоминанием Владивостока как «естественного моста между Россией и Кореей».

Между этими двумя тематическими блоками уместились реверансы в сторону ширящейся российско-корейской торговли, уверения в блистательном будущем Дальнего Востока, мнение, что «Евразия должна стать континентом единства, креативности и мира», а также уверенность, что сыплющиеся в Тихий океан северокорейские баллистические ракеты могут представлять опасность для судов, следующих во Владивосток.

Японские намеки и северокорейские ракеты

Синдзо Абе первую часть своего спича посвятил перечислению тех интересных мест Владивостока, которые он очень хотел бы посетить. Но не сейчас, а в другой раз. Сейчас — некогда.

Вслед за виртуальным туром по владивостокским достопримечательностям, последовал тезис, серьезно корректирующий выкладки госпожи Пак Кын Хе. Оказывается, с японской точки зрения, Владивосток — вовсе не мост между Россией и Кореей, а «ворота между Евразией и Тихим океаном».

Пока присутствующие «переваривали» этот тезис, премьер-министр внезапно перешел от высоких материй к статистическим выкладкам. На основании которых сделал феноменальный вывод: «Заботы Путина о демографии — это мои заботы!..» Зал откровенно «завис» и пребывал в таком состоянии все то время, пока глава японского правительства бомбардировал участников и гостей заседания аллюзиями а-ля Куросава.

Некоторое оживление вызвало заявление Абе о том, что российские и японские экономики не являются конкурирующими: «Нет, они — взаимно дополняют друг друга». После чего премьер решил взять быка за рога: «Владимир, перед нами стоит очень большая задача… Давай поставим точку в той ненормальной ситуации, которая длилась 70 лет, и обеспечим нашим странам будущее, полное безграничных возможностей».

Все посмотрели на Путина. Путин кивнул. Зал замер. По рядам побежал шепоток: «Курилы! Сейчас будет просить Курилы!..» Но, как тут же выяснилось, премьер-министр Японии уже закончил свое выступление. Зал выдохнул.

Кевин Радд поерзал и как-то неуверенно спросил: «Если я правильно понял, вы бы хотели заключить мирный договор между вашими странами?..» Абе промолчал. Путин же взял слово и… вместо ожидаемого российско-японского мирного договора стал рассуждать об экономическом, энергетическом, научном и образовательном потенциале Дальнего Востока. О том, что неплохо бы открыть тут, на Дальнем Востоке филиалы Эрмитажа, Русского музея и Третьяковки.

Абе тихо и очень интеллигентно сдулся в своем кресле. Уже напружинившиеся было журналисты выглядели детьми, у которых отобрали конфету.

Последующие рассуждения на сцене о необходимости интеграции экономики АТР не оставили в памяти ничего интересного.

Следует отдать должное модератору — он решил вернуться к главному вопросу встречи. Радд обратился к президенту России: «Если взглянуть через магический кристалл на пять лет вперед, то какое будущее российско-японских отношений вам представляется?»

Ответ Путина: «Магические кристаллы — это наш национальный интерес!..» Аплодисменты.

Тут президент пояснил, что видит мирный договор между Россией и Японией одной из основных внешнеполитических задач РФ. Да, Россия и Япония по-разному смотрят на то, каким должен быть этот мирный договор, «но все мы едины в одном — проблему надо решить».

Снова аплодисменты. Зал ждал продолжения, но его не последовало.

Модератор передал слово южнокорейскому лидеру, что позволило Пак Кын Хе минут пять без перерыва говорить о злобных происках Северной Кореи как главных рисках для стабильности АТР. По мнению президента Республики Корея, предложенное Путиным «евразийское партнерство» позволит — дословно — «разрядить Северную Корею».

Комментарии президента России: «Мы категорически против распространения оружия массового поражения по планете и призываем Северную Корею придерживаться принятых на уровне ООН мировым сообществом решений». Вместе с тем Владимир Путин призвал действовать в отношении Пхеньяна очень аккуратно и не провоцировать северокорейское руководство: «Нужно вернуть ситуацию в переговорное русло».

Вопрос с Крымом закрыт навсегда

Явно подбодренный общительностью Путина, Радд предложил тому вновь воспользоваться «магическим кристаллом», чтобы заглянуть в будущее. И взглянуть на США, в которых президентом стала Хиллари Клинтон. Как в этом случае будет выглядеть стратегия отношений России со Штатами?

Путин пояснил что стратегия России от личности американских президентов зависит мало. После распада СССР открытость нашей страны, продиктованная дружелюбием, была воспринята на Западе как признак слабости. Россию захотели, цитируя Путина, «дожать». И Россия сделала надлежащие выводы из этой ситуации.

Поэтому обвинять нас в эскалации конфронтации и самоизоляции неправильно — наша страна всегда готова вернуться к полномасштабным дружеским отношениям с США. Но только в том случае, если наши «партнеры» перестанут игнорировать российские интересы. Если логика поведения Штатов в сфере внешней политики не будет пересмотрена, «оттепели» в российско-американских отношениях ждать не стоит.

Уже полностью выбиваясь из контекста тематики «Открывая Дальний Восток», модератор попросил президента России прокомментировать российско-украинские отношения.

В своем ответе Владимир Путин озвучил следующие тезисы. Украинский кризис возник не по вине России, и вовсе не Москва спровоцировала антиконституционный государственный переворот в Киеве. Вопрос с государственной принадлежностью Крыма исторически закрыт навсегда. Продолжающаяся деградация положения на Украине — следствие демонстрируемого украинским правительством нежелания в полном объеме выполнять Минские соглашения.

Фактически, на этом обсуждение действительно значимых моментов во время главного заседания Второго Восточного экономического форума закончилось. Вопрос про то, что Россия ожидает от грядущего саммита G-20, Радд задал уже чисто по инерции…

В 8:13 по Москве модератор объявил, что пленарное заседание завершается, а для всех желающих продолжить общение премьер-министр Японии готов провести экскурсию по Владивостоку. Г-н Абэ в ответ вежливо улыбнулся. Несмотря на то, что словосочетание «южные Курилы» все время заседания буквально висело над сценой, его за время мероприятия так никто публично и не произнес.

Занавес. Следующий акт этой политической постановки будет явлен публике в китайском Ханчжоу уже завтра.

Андрей Союстов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх