01 июня Дональд Трамп поздравил Береговую охрану США со скорым получением ледокола тяжёлого класса. Начало строительства — 2019 год, спуск на воду — 2023 год. Всего в планах пока три аналогичных ледокола на общую сумму 2,1 млрд долл.Будущий ледокольный флот США планируется использовать в арктических широтах и, прежде всего, для сопровождения транзита грузов по Северному морскому пути, проходящему вдоль границ России.
Далее события начали развиваться несколько более стремительно.
19 июля в китайский порт Цзянсу Жудун прибыли два российских СПГ-танкера ледового класса Arc7 «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль», которые доставили в КНР первую партию сжиженного природного газа с предприятий «Ямал-СПГ» в рамках долгосрочного проекта.
Оба танкера впервые шли без ледокольного сопровождения. Во-первых, позволяла ледовая обстановка, во-вторых, в северном полушарии тоже бывает лето, хотя и совсем не похожее на привычное. В общем, Северный морской путь заработал, как и обещал.
Справка: Северный морской путь позволяет значительно сократить сроки доставки грузов из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион по сравнению с южными маршрутами, пролегающими через Суэцкий и Панамский каналы. Протяжённость Северного морского пути от Карского моря до Берингова моря составляет порядка 5,5 тыс.км. Чтобы доставить груз из Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП, потребуется преодолеть 14 тыс. км, а по южному пути — порядка 23 тыс. км.
Казалось бы, причём здесь США, если речь идёт о поставках из России в Китай фактически в российских территориальных водах?
А вот причём:
Америка принципиально несогласна с тем, что такой важный маршрут находится исключительно в сфере ведения России, которая ещё а августе 2015 года направила в соответствующую комиссию ООН заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике на 1,2 млн км2.
Прошло без малого три года, а по заявке нет в ООН никакого решения, что вовсе неудивительно, ибо, как мы уже давно знаем: кто девушку ужинает, тот её и танцует.
В общем, как заявил недавно командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт, «США настаивают, что Северный морской путь должен быть открыт как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода, по мере того как этот участок освобождается от льда». Вот, к вашим услугам, этот смелый командир смелых воинов:
Впрочем, смелый адмирал тут же оговорился, что американские вооружённые силы не планируют проводить в Арктике манёвры «по обеспечению свободы мореплавания», аналогичные операциям в Южно-Китайском море с целью ограничить активность Китая по «приватизации» важного морского пути. По мнению американского военачальника, в будущем Москве и Вашингтону потребуется диалог по этому вопросу.
Однако остаётся неясным ещё одно обстоятельство: какое отношение к свободе мореплавания имеют США, если к Конвенции ООН по морскому праву они так и не присоединились?
Видимо вспомнив о том, что ссылки на морское право звучат несколько нелепо, начальник адмирала, министр обороны США Джеймс Мэттис, решил обойтись без ссылок на свободу мореплавания и просто, по-военному, заявил, что главным приоритетом ведомства остается подготовка «к соревнованию с великими державами» Россией и Китаем, особенно в Арктике, где Америка сильно уступает конкурентам – и по потенциалу, и технологически.
Для справки:
США на сегодняшний день обладают двумя действующими ледоколами, из которых лишь один, 40-летний Polar Star, более менее пригоден для плавания в Арктике.
Китай лишь имеет амбициозные планы по постройке новых ледоколов для участия в освоении Арктического транзита в качестве участка морского Шёлкового пути.
Россия обладает самым большим в мире парком ледоколов в количестве 45-ти судов. Кроме того, в проекте находится еще 11 ледоколов, в том числе три атомных.
Резюме:
Ещё много лет назад наши предки, даже не зная ничего о ледоколах, но предвидя будущую схватку за Севморпуть, прозорливо предупреждали: на чужой каравай роток не разевай.