Пентагон планирует сделать Норвегию главным военным хабом морской пехоты США в Европе. Цель — улучшение боеспособности американских войск в холодной Арктике. Само собой, как принято в таких случаях, сообщается об укреплении партнерских «отношений с Норвегией, которая сегодня остро нуждается в поддержке».
По словам генерал-майора Нила Нельсона, командующего морпехами в Европе и Африке, численность его подчиненных на норвежской военной базе Ваернес в ближайший год возрастет с 330 военнослужащих до 650. Во всяком случае, по этой теме идут успешные переговоры с местными властями.
Уже известно, что американцы получили доступ к пещерам и к подземным хранилищам вблизи аэропорта Ваернес, которые ускоренными темпами переоборудуются под склады армии США. На сегодняшний день завезено военного оборудования, снаряжения и боеприпасов для группировки численностью 4600 солдат. Military.com, ссылаясь на снабженцев морпехов, пишет, что «поставки растут в геометрической прогрессии».
В то же время Пентагон признает, что Африка, как регион военных интересов США, фактически остается без сил быстрого реагирования. Также имеется информация, что часть военного контингента будет переведена в Ваернес из Афганистана, даже если это поставит под угрозу Кабул. То есть Вашингтон оказался перед выбором и отдал предпочтение Северу.
Всего Минобороны США планирует создать склады для 16 тысяч своих солдат. Другими словами, Америка готовится перебросить на северную границу с Россией целую дивизию рейнджеров.
Есть и другие сигналы о намерении Вашингтона сделать Норвегию форпостом НАТО. Прошлым летом группа специалистов ВМС США посетила коммуну Эвенес и ряд аэропортов на севере Норвегии, чтобы оценить их на пригодность обслуживания патрульных противолодочных самолётов Boeing P-8 Poseidon. Если взлетно-посадочные полосы и инфраструктуры не пригодны, то их реконструируют.
Кроме того, на острове Вардё, являющей самой северной территорией Норвегии, зафиксирован всплеск энергопотребления, несмотря на снижение численности населения. Местные СМИ сообщают о прокладке нового кабеля по уже имеющему туннелю, связывающему остров с материком.
«Новый электрокабель, вместе с появлением мощных землеройных машин и строительной техники на вершине скалистого плато в направлении России, — указывает на тот бизнес, который начинает процветать в этой части Арктики, — пишет норвежский журналист Питер Вийнен на страницах Norway Today. — Главный отель Вардё переполнен американскими специалистами и шпионами, маскирующими под орнитологов».
Место строительства огорожено забором безопасности и знаками на английском, норвежском и русском языках: «Внимание, впереди запретная военная зона». На русском — вероятно, для шпионов Путина, иронизируют журналисты.
Norway Today сообщило, что строящаяся американо-норвежская радиолокационная станция «Глобус 3» будет стоить сотни миллионов долларов. И вряд ли такие затраты оправдываются всего лишь мониторингом космического мусора, как утверждают американские специалисты. Более точно обозначил цель проекта Мортен Хага Лунде, начальник норвежской военной разведки: «Новая РЛС в Вардё просто обновит более раннюю американскую радиолокационную систему».
Между тем, на сайте компании Raytheon, которая разрабатывала и участвовала еще в строительстве РЛС «Глобус 2», в самом начале проекта говорилось, что «радар предназначен для мониторинга баллистических ракет». Потом эту новость «юмористы из Raytheon» переписали, заменив русские МБР космическим мусором. Мол, именно для этого они работают.
Однако подполковник Тормод Хейер, советник факультета норвежского университета обороны в Осло, сомневается, что шутки тут уместны, поскольку Вардё в условиях военного кризиса станет первым местом, которое будет уничтожено русскими.
Дело в том, что этот локатор может подорвать неоспоримые претензии Москвы на статус великой державы, и на возможность запуска ответного удара со своего подводного флота в Арктике".
«Если Москва узнает, что Вашингтон готов развязать войну, то Россия разнесет остров к чертовой матери, — на условиях анонимности комментирует ситуацию один из чиновников местной администрации. — Потеряв Вардё, Пентагон не сможет перехватить ракеты, летящие через Арктику. Мне кажется, что после войны с Гитлером, русские сработают на опережение».
Но это, скорее, «глас вопиющего в пустыне». Местные жители, напротив, рады масштабному строительству. Мэр Вардё Роберт Йенсен, заявил, что не видит причин для тревоги и поддерживает проект из-за появления новых рабочих мест. Он, как и горожане, уверен, что Третьей мировой войны не будет. «Здесь люди гораздо более обеспокоены закрытием рыбоперерабатывающих заводов, чем появлением еще одного американского радара», — сказал он в интервью Norway Today.
Маленькая Норвегия тратит в год на национальные военные программы $ 7,3 млрд., это больше, чем даже Швеция ($ 5,7 млрд.). Кроме того, правящие партии Осло заявили о развитии стратегических сил, включая закупку 52 истребителей-бомбардировщиков F-35, которые в 2019 году должны стать основой ВВС Королевства.
«Сухопутные войска должны получить меньший приоритет, за исключением элитного экспедиционного корпуса, который может быть использован по просьбе других союзников, — поясняет программу „норвежского Пентагона“ военный эксперт Терье Минор. — В случае конфликта Норвегия должна будет наносить глубокие удары по территории Российской Федерации. Такая стратегия подчеркивает тот факт, что Осло быстро втянут в любую войну НАТО против России».
Правительство Норвегии не видит в этом ничего ужасного. Совсем недавно Жанна Немцова взяла для немецкой газеты DW интервью у премьер-министра Норвегии Эрны Солберг. На вопрос о якобы агрессивной политике Москвы глава правительства ответила: «Мы не считаем, что Россия является прямой угрозой для Норвегии, но считаем, что Россия стала более непредсказуемой в своей политике».
И вообще, противоракетная система НАТО, которую поддерживает Осло, направлена не на подрыв безопасности Москвы, а, оказывается, против далекого Тегерана.
Поэтому Солберг искренне удивляет негативная реакция Кремля на строительство «Глобуса 3» и размещение американских солдат на территории Норвегии — в 40 км от России и в 4 тысяч км от Ирана.