Очередной и наверняка не последний срок полномочий нынешнего президента заканчивается менее чем через год. Время подводить итоги неумолимо приближается…
4 мая Правительство РФ опубликовало очередной отчет о ходе выполнения одиннадцати указов Владимира Путина от 7 мая 2012 года. Выполнение поручений органам власти всех уровней, которыми битком набиты эти указы, должно было сделать былью сказку, то есть предвыборную программу главы государства.
Из т.н. майских указов подавляющее большинство россиян слышали хотя бы о том, что под номером 597 и названием «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Именно в нем говорится про повышение зарплат бюджетникам и зарплат в стране вообще, про пенсии, трудоустройство инвалидов, повышение квалификации работников, развитие культуры и прочие богоугодные дела.
Так как многие пункты здесь содержат конкретные даты и цифры, казалось бы, в отчете правительства о проделанной за 2016 год работе должна была быть информация о том, насколько этих плановых показателей удалось достичь на данный момент. Но любому чиновнику известно, что об успехах следует писать подробно и многословно, а о неудачах, проколах и проблемах — скупо, мутно или просто ничего. В полном соответствии с этими древними правилами и поступило на сей раз правительство.
На 6 страницах отчета, посвященных указу №597, например, нет ни слова о том, как выполняется поручение президента: к 2018 году «обеспечить увеличение размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза». «Реальной» называется зарплата, посчитанная с точки зрения ее покупательной способности, в зависимости от изменения цен на потребительские товары и услуги. Росстат публикует данные о реальной зарплате в стране в процентах к предыдущему году. Этот показатель наглядно демонстрирует, на сколько больше или меньше прежнего граждане могут купить на полученные за работу деньги.
Пять лет назад президенту и его советникам показалось, что к 2018 году реальная зарплата россиян может вырасти наполовину. Дело было еще до Крыма, Донбасса, Сирии, падения цен на нефть, санкций и продуктовых контрсанкций. Но даже тогда в реалистичность этих планов верили далеко не все эксперты. Теперь же, по данным Росстата, в смягченном виде отражающим наши собственные ощущения, картина выглядит совсем уныло: в 2012 году реальные зарплаты выросли на 8,4%, в 2013-м — на 4,8%, в 2014-м — на 1,2%, в 2015-м — позорно рухнули на 9%, а в 2016 году приподнялись из этой ямы на близкие к нулю 0,6%. Суммируем рост, вычитаем падение — и получаем порядка 6%. До 40–50% — как до Луны.
Смотрим дальше. В указе №597 президент повелел правительству совместно с региональными властями обеспечить уже в 2012 году учителям среднюю зарплату на уровне средней по экономике региона; к 2013-му на тот же уровень должна была выйти зарплата воспитателей детских садов. А к 1 января 2018 года со средней по экономике зарплатой в родном регионе должны будут сравняться зарплаты работников культуры и социальных работников. Врачам, преподавателям вузов и научным работникам было обещано еще больше: 200% от средней зарплаты по экономике региона.
В центре и на местах разработали «дорожные карты» достижения плановых показателей, губернаторы залезали в долги (львиная доля врачей, библиотекарей, учителей и воспитателей получает зарплату из региональных и муниципальных бюджетов). Чтобы средняя зарплата по экономике стала для бюджетников более достижимой хотя бы на бумаге, правительство изменило способ ее подсчета, тем самым снизив. Депутаты и сенаторы стенали, что правительство бросило регионы один на один с непосильной ношей, Минфин из года в год изыскивал то большие, то меньшие, но всегда недостаточные суммы на выполнение указов, бюджетники слышали, как невиданными темпами растут их доходы, и не знали, чему верить: словам чиновников или собственному кошельку…
Вся эта бурная жизнь протекала на наших глазах, и интересно было бы узнать, как в 2016 году, когда, если верить властям, больная экономика России начала от кризиса отряхиваться, как шелудивый пес от грязи, решалась задача повышения зарплат работникам образования, культуры, науки и здравоохранения. Но в отчете за 2016 год и об этом нет ни слова, ни цифры, хотя в отчете за 2015-й правительство подробно сообщало о ходе работы по данному направлению!
Выступая перед Думой 19 апреля, Дмитрий Медведев тоже не мучил депутатов цифрами. Заверил лишь, что правительство предпринимает «усилия», ищет «дополнительные ресурсы, чтобы помочь тем, кто зарабатывает мало», что работа по выполнению зарплатной части поручений президента будет продолжена, и «в любом случае мы выйдем на показатели, которые определены в указах».
Хотелось бы знать, какой ценой они на эти показатели выйдут. Во многих регионах, как известно, одним из главных способов решения проблемы в отсутствие денег стало сокращение сети бюджетных учреждений с сокращением числа работников и увеличением нагрузки на оставшихся…
Интересно, они молчат, потому что успехов немного, а о мертвых, как говорили древние, или хорошо, или ничего? Но древние-то на самом деле предписывали о мертвых говорить «или хорошо, или ничего, кроме правды».
Марина Озерова
Свежие комментарии