Ввод в эксплуатацию в Калининградской области двух важных объектов — плавучего терминала по приему сжиженного природного газа и подземного хранилища голубого топлива — напряг литовскую элиту.
Еще бы. Владимир Путин, открывая эти объекты, сказал: «Мощность терминала 2,7 миллиарда кубических метров газа в год практически в полном объеме покрывают потребности региона.
Гарантирует надежный альтернативный вариант его газоснабжения, снижает зависимость от транзитных поставок газа. Ну, собственно, не то, что снижает, а сводит их к нулю. Более того, построенный терминал и его инфраструктура в случае необходимости, как я уже сказал, покрывает все потребности в газе в Калининградской области полностью, без задействования газопровода через территорию сопредельных государств».А председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер сказал президенту РФ в момент ввода терминала в эксплуатацию: «На схеме можно сейчас видеть, что полностью отключена система поставок газа через магистральный газопровод Минск — Вильнюс, Каунас — Калининград, и газоснабжение Калининградской области в текущий момент полностью осуществляется через приемный морской терминал».
Эти заявления вызвали в Вильнюсе вал вопросов. «Нас отключили от российского газа?!». Литовский терминал СПГ в Клайпеде, построенный по словам президента Дали Грибаускайте для того, чтобы отказаться от энергетической «зависимости» от России, эту проблему не решил, и примерно 60% природного газа все равно идет по трубам от «Газпрома», да он и дешевле, ну и Калининградская область питается через транзитную трубу. Литовский обыватель встревожен и вероятностью отказа России от транзита. «Мы лишились денег за транзит?»
На самом деле это лишь гипотетические возможности на случай конфликта России с НАТО или абсурдного политического решения Вильнюса отключить Калининградскую область от российского газа, но это Москва вынуждена учитывать. Слова Миллера напугали литовцев так, что министру энергетики Литвы Жигимантасу Вайчюнасу пришлось успокаивать народ через информационное агентство BNS. Он заявил: у Литвы до 2025 года есть соглашение с «Газпромом» о транзите газа в Калининградскую область, и договор не нарушен, а заявление о прекращении транзита вызвано временным сокращением объема транспортируемого в Калининградскую область газа во время испытаний плавучего терминала сжиженного природного газа. «В технологическом отношении это необходимо, чтобы провести испытания такого терминала со стопроцентной мощностью», — пояснил Вайчюнас. И заверил: нет никаких нарушений долгосрочного договора о транзите.
Да скорее всего договор продлят и после 2025 года, правда, если между Россией и Западом не разразится тяжелый конфликт. Сам Путин подчеркнул, что доставка газа морем обходится дороже и дал поручение правительству разработать схему, чтобы «эта разница дополнительным бременем не легла на плечи конечного потребителя в Калининградской области». В Литве аналогичную проблему решили «просто»: обязав… законом крупных промышленных потребителей газа покупать его часть на терминале СПГ по высокой цене. А это в конечном счете все равно отражается на рядовом потребителе…
Так что экономического смысла отказываться от транзита газа через Литву у России нет, но должны быть приняты меры на случай обострения политической ситуации. Мы же видим, что происходит в отношениях Запада и РФ. По крайней мере шантажировать Россию энергоизоляцией Калининградской области не удастся.
И в этом — существенное отличие терминала в Калининградской области от аналогичного объекта в Клайпеде, построенного в 2014 году. Литва не просто попыталась отказаться от российского голубого топлива, хотя это и не получилось. Допустим, что в Вильнюсе тоже тревожатся по поводу возможного осложнения отношений России и Запада и гипотетического отключения Литвы от трубы «Газпрома», как случилось с нефтепроводом «Дружба», ветка которого в балтийскую республику испортилась после отказа Вильнюса впустить в приватизацию своего нефтяного комплекса российские компании.
Еще Литве не нравилась цена на природный газ из РФ, хотя она в любом случае ниже СПГ. Однако судя по тому, как США активно рвутся на европейский рынок со своим сжиженным природным газом, пытаясь остановить проект «Северный поток-2», следует предположить, что появление терминала СПГ в Клайпеде, а также почти в те же сроки в польском городе Свиноуйсьце являются частью глобального энергетического плана Вашингтона. Поэтому слова министра энергетики Литвы о том, будто «Калининград идет тем путем, которым Литва пошла четыре года назад, испытывает точно такой СПГ-терминал, как в Клайпеде», не отражают реальности. Пути, вроде, и похожи, но цели разные.
Директор Института международных отношений и наук Вильнюсского университета Рамунас Вильпишаускас по сути подтвердил мысль, высказанную Владимиром Путиным. «Российские официальные лица не раз выражали опасения, не воспользуется ли Литва своим положением как транзитной страны и не начнет ли ограничивать передачу и природного газа, и электроэнергии Калининградской области, пользуясь этим как геополитическим инструментом», — сказал политолог. Но уточнил: «Можно только предполагать, насколько эти опасения серьезны, а насколько это лишь тактическое переговорное аргументирование во время дискуссий об энергетической политике».
Ну а что поделаешь? Временами в Литве раздаются предложения радикалов об изоляции Калининградской области. Это не является государственной политикой, но в экономике и вопросах энергоснабжения можно использовать другие методы. Ну, например, Литва является активным сторонником выхода стран Балтии из электрокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), оставшегося с советских времен. Несмотря на то, что электроэнергию из этого кольца получают сравнительно дешевую, а работы по выходцу и синхронизации электросетей с западными стоят миллиарды евро, решение принято и работы идут. Естественно, такое намерение создает проблемы Калининградской области. И что же, ждать доброй-недоброй воли стран Балтии?
Нет. Посол России в Литве Александр Удальцов в интервью вильнюсскому еженедельнику «Экспресс-неделя» сказал больше года назад: «Как объявлено, в 2019 г. Литовская республика планирует начать тестовые отключения от этой системы. Исходя из планов соседей-прибалтов, мы, естественно, не стали сидеть сложа руки и предприняли серьезные меры по обеспечению энергетической безопасности Калининградской области, которые будут реализованы в самые сжатые сроки…».
И вот главный литовский телерадиовещатель LRT пугает: Россия сама может выйти из системы БРЭЛЛ, не дожидаясь стран Балтии.
И что, Россия как всегда окажется виновата?
Сергей Орлов