На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Главное на сегодня

28 151 подписчик

О безвизе без популизма

Никогда не понимал сверхценности безвизового порядка пересечения границы или, выражаясь на модном постмайданном новоязе, безвиза. Согласен, приятно съездить, похрустеть круассаном на Монмартре, не сталкиваясь в очередной раз с посольской бюрократией. Да и на шопинг в вильнюсский «Акрополис» удобнее кататься, не тратя время и деньги на лишние формальности.

Но, согласитесь, это не такая уж это большая проблема, чтобы делать из этого чуть ли не национальную идею и, уж, тем более, устраивать революции, разрушая собственное государство, как это сделали в одной соседней стране.

Тем не менее, целый ряд белорусских политиков ратует за безвиз ради самого безвиза, преподнося его, как одно из главных завоеваний постмайданной Украины (тут с ними, кстати, можно согласиться, на безрыбье и рак рыба, других положительных результатов «революции достоинства» я просто не вижу.

Вот, недавно порадовал сторонников безвиза польский посол Конрад Павлик, назвавший введение безвизового режима между Беларусью и Евросоюзом «не такой уж фантастической идеей», добавив, что считает возможным, чтобы белорусы, как молдоване, грузины или украинцы без виз ездили в Европу.

Конрад Павлик Фото: sputnik.by

В принципе, так оно и есть. Переговоры об упрощении визового режима между Беларусью и ЕС ведутся очень давно. Но мешает визовым послаблением вовсе не принципиальная позиция и повышенная авторитарность белорусского режима. Вовсе нет. Диктатура наша европейцев давно уже, если и волнует, то только во время дежурных встреч с местной оппозицией. Не возражает Европа и против упрощения визового режима, по крайней мере, на снижение стоимости виз она вполне готова пойти. Основной причиной того, что прогресса на переговорах пока нет, является позиция белорусской стороны. И вовсе не желанием изолировать свой народ от европейских свобод, ценностей и магазинов руководствуются белорусские власти. С этим у нас все в порядке, «железый занавес» давно стал историей, а с правом выезда за рубеж у нас дела обстоят даже лучше, чем у некоторых соседей – по крайней мере, отдельный загранпаспорт белорусам оформлять не требуется.

Дело в реадмиссии. Именно этот правовой механизм стал камнем преткновения, не позволяющим визовым переговорам между Минском и Брюсселем сдвинуться с мертвой точки. Евросоюз вообще очень щепетильно относится к этой теме, требуя согласия на нее от всех своих партнеров. Что такое реадмиссия? Так называют согласие государства принимать обратно депортированных другой стороной людей, въехавших туда через его территорию. И если, собственно граждан Беларуси из Европы депортируют не так уж и много, да и об отказе нашей страны принимать собственных граждан мне слышать не приходилось, то транзитная миграция – совсем другое дело.

Как известно, Беларусь является транзитной страной для миграции жителей неблагополучных азиатских государств и территорий в Европу. Поток мигрантов через нашу страну идет, конечно, не такой значительный, как через Турцию и Балканы, но он есть и пренебрегать им было бы опрометчиво. Ситуация меняется динамично и нельзя исключать того, что этот поток через Беларусь может увеличиться многократно. Соглашаясь на реадмиссию, мы соглашаемся принимать депортированных из Европы мигрантов у себя. Поскольку депортировать их дальше в Сирию, Афганистан или даже Чечню затруднительно, большая часть этой сомнительной публики останется здесь. Создание лагерей беженцев и размещение в них сотен и тысяч мигрантов станет первым результатом европейского безвиза для белорусов.

Согласны ли белорусы на такое? С уверенностью говорить не могу, опросы не проводились, но появившиеся в январе этого года сообщения о том, что Евросоюз может профинансировать строительство в республике лагерей для беженцев, энтузиазма у белорусов не вызвало ни малейшего. Даже самые горячие сторонники безвиза и евроинтеграции в тот момент притихли.

Лагеря беженцев – только одно из следствий безвиза. Я бы не сказал, что необходимость получения виз так уж мешает белорусам путешествовать. По числу выданных шенгенских виз на душу населения мы впереди планеты всей. Одна только Польша выдала их гражданам Беларуси более 400 тысяч.

Польского посла вообще понять легко. Его страна, как никто, заинтересована в увеличении потока белорусов через свою границу. Во-первых, это даст оживление торговли и прочей деловой активности в ее приграничных районах. Во-вторых, никуда не делось стремление наших западных соседей ополячить территории, которые она некогда считала своими. И при нынешней, откровенно националистической польской власти, оно стало только сильнее.

В-третьих, Польше нужна дешевая рабочая сила. Несмотря на то, что долгожданный безвиз, которого добились от Евросоюза украинцы, не давал им права на трудоустройство на его территории, подавляющее большинство украинцев, пересекающих сейчас европейскую границу, едут туда вовсе не за тем, чтобы посмотреть на красоты Венеции или посетить курорты Баден-Бадена. Туда ломанулись сотни тысяч «заробитчан» — бесправных нелегальных гастарбайтеров, стремящихся хоть как-то заработать, чтобы прокормить свои семьи. Примерно с такими же последствиями безвиза столкнулась ранее Молдова. Мне кажется, это не самые лучшие примеры для подражания. Для той же Молдовы результатом безвиза стала массовая миграция населения и деградация экономики.

В общем, безвиз, конечно, заманчив. Но и подводных камней в нем более, чем достаточно. И позиция белорусского МИД мне гораздо ближе, чем отечественных политиков популистского толка, пытающихся сколотить на этой теме политический капитал.

Артем Агафонов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх